Лечебная педагогика (проект завершен в 2021 г.)

Автономная благотворительная некоммерческая организация «Центр социального развития и самопомощи «Перспектива» (Москва) в сотрудничестве с Ассоциацией «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций России» (Москва) успешно завершили реализацию проекта «Лечебная педагогика».

Цель проекта «Лечебная педагогика»
1. Распространение идей лечебной педагогики на территории России.
2. Передача специалистам теоретико-методических знаний и практических умений и навыков работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в области лечебной педагогики.
3. Содействие развитию сети лечебно-педагогических организаций в регионах России.

Основная задача проекта «Лечебная педагогика»
Организация и проведение просветительских курсов по лечебной педагогике:
— для овладения слушателями технологий лечебной педагогики;
— для повышения профессиональной и личностной компетенции слушателей в педагогической, коррекционно-педагогической, социально-реабилитационной деятельности;
— для развития личностных творческих способностей, формирования потребности в самопознании, самовоспитании и самообразовании у участников проекта.

Проект был реализован в разных городах РФ:
2007 — 2010 гг. — в Вязьме
2010 — 2013 гг. — в Рязани
2015 — 2018 гг. — в Самаре
2019 — 2021 гг. — в Казани

Направленность мероприятий проекта
Общая направленность и содержание проекта выстроены на основе принципов лечебной педагогики, и исходит из целостного понимания человека, где любое нарушение как сбой равновесия на телесном, душевно-духовном или социальном уровне. Методы лечебной педагогики направлены на то, чтобы сбалансировать односторонне доминирующие процессы, и позволяют помогать детям с различными нарушениями.

Наряду с другими методическими подходами, лечебная педагогика является эффективным инструментом в развитии личностных компетенций и способностей быть детям социальными. Это большой пласт помогающих средств, современных гуманистически ориентированных методов и подходов в области обучения и воспитания, коррекции и развития. А работа с душевной сферой дает силы идти своим путем, справляться и жить полной жизнью.

Лечебная педагогика совмещает в работе с детьми с особыми потребностями педагогические, психологические, медицинские и художественные подходы. Заложены эти основы в начале ХХ века и получили широкое распространение более чем 40 странах мира, в том числе и в России.

В последнее время лечебная педагогика занимает устойчивое положение, как педагогика, логика которой во многом соответствует идеям инклюзивного образования. Характерной особенностью при подготовке будущих лечебных педагогов является триальный подход в обучении, который предполагает ритмическое чередование и интеграцию теории, практики и искусства, что способствует не только профессиональному росту, но и личностному развитию специалиста, способного добиваться положительных результатов без насилия над ребенком, получать радость от своей работы.

Деятельность по проекту  основана на положениях и принципах Международного совета по образованию в области лечебной педагогики и социальной терапии.

Особенность проекта в Казани
Отличительной особенностью данного проекта в г. Казани являлось включение в его содержание темы «Травмапедагогика», которая очень актуальна в свете социальных проблем современного детства. В рамках проекта были представлены методы и терапевтические подходы в работе с детьми, имеющими душевные травмы из-за насилия в семье, буллинга в школе и т.д.

Специалисты
Лекции, практические занятия и мастер-классы  проводили сертифицированные опытные специалисты-практики из России и Германии.  Преподавательский состав состоял из 27 опытных практикующих специалистов из 11 городов России.

Организация проекта
Просветительская программа проекта в одном регионе рассчитана на 2,5 года, состоит из модулей по лечебной педагогике, в Казани были добавлены еще 2 модуля по травмапедагогике.
Продолжительность одного модуля — 6-10 дней (полный день).

Участники проекта смогли прослушать лекции, поучаствовать в мастер-классах, практических занятиях по темам лечебной педагогики и травмапедагогики длительностью свыше 900 академических часов.

Каждый слушатель смог подготовить и представить свой проект лечебно-педагогической работы, осуществляемой в период реализации проекта на основе полученных знаний и навыков.

Для реализации проекта в Казани мы тесно сотрудничали с Институтом психологии и педагогики Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Казанского федерального университета в направлении сертификации модулей проекта.

Участники
В проекте приняли участие слушатели из 12 регионов России.

 Кто мог стать участником проекта
— Кто имел потребность в саморазвитии и творческом личностном и профессиональном росте.
— Кто работал с детьми, подростками и взрослыми: воспитатели, учителя, психологи, логопеды, дефектологи, педагоги центров, социальные педагоги, социальные работники, родители.
— Кто имел желание овладеть эффективными методами помощи детям, подросткам и взрослым, имеющим различные нарушения, а также трудности в поведении, социализации, обучении, или получившим душевные травмы.

Руководитель проекта
Исаева Тамара Николаевна,
к.п.н., доцент, Институт детства МПГУ, член Совета по образованию в области лечебной педагогики и социальной терапии.  t.isaeva@centr-perspektiva.ru

Эвалюация
На последнем модуле слушателям было предложено оценить результативность проекта . Все желающие также оставили свои отзывы по результатам завершения проекта. Слушателями была дана высокая оценка организации занятий, содержание, методика преподавания и представления материала.

 

Вот лишь некоторые отзывы слушателей:

Мещерякова Ирина (г.Пенза, лечебно-педагогическая инициатива)
Курсы по лечебной педагогике заслуживают самой высокой оценки. По пятибалльной системе – 5+
Организация очень чёткая, содержание наполненное, логично выстроенное, планирование гармоничное.
Преподаватели — люди с высоко развитым чувством эмпатии, высокопрофессиональные лечебные педагоги, терапевты, врачи.
Самым удачным является красивое сочетание теории и практических занятий, объединённых единой тематикой.
Ничего изменять не стала бы.
Продолжением курсов обязательно должны быть тематические семинары, расширяющие познания.
В профессиональном плане мне был подарен «чудесный инструмент» (духовно-научное представление о человеке) и понимание того, как аккуратно и деликатно нужно с ним обращаться. Как важно в работе с лечебно-педагогическими детьми выявить главную точку нарушения, найти главный педагогический жест, который станет основным лейтмотивом в работе с ребёнком. В личном плане – воспитание таких качеств, как ответственность, мужество, энтузиазм, эмпатия.
Курсы дали мощный импульс для саморазвития. Педагогический закон стал отправной точкой для серьёзной проработки физического, эфирного, астрального, «Я». Курсы научили с благоговением относиться к малому, уважать возраст ребёнка.
На курсах родилось социальное сообщество лечебных педагогов-единомышленников. Как важно, когда коллеги разговаривают на одном языке! В этом отношении очень показательной является работа коллегии.
Курсы научили непредвзятому наблюдению, вживанию в образ ребёнка, логике постановки лечебно-педагогического диагноза, рефлексии.
Изучать работы Р. Штайнера, использовать полученные знания в практике работы с лечебно-педагогическими детьми, хотелось бы продолжить обучение на лечебно-педагогических семинарах, поскольку хорошая основа дана.
Большое спасибо за открытие лечебной педагогики!

 

Хисанова Нуриса (г.Казань, тьютор, вальдорфская школа)
Общая оценка курса: Отлично. Блестяще. 10 из 10.
Курс очень содержательный. К тому же сложный материал подавался порциями, доступными для осмысления и в то же время взаимосвязанными. Курс напоминает мне мозаичную картину, в которой каждый элемент мозаики на своем месте и так точно подогнан к соседним, что нигде не нарушает целостности. Разумное планирование, перемежающее освоение теории с занятиями музыкой и эвритмией сделало доступным освоение сложного материала
Не слышала ни одной лекции, которая показалась бы мне неинтересной, скучной или ненужной. Иногда на занятиях к концу дня вспоминалась японская пословица: слишком хорошо – тоже не хорошо.
Сначала мне казалось, что надо было бы наряду с теорией давать практическую работу. Хотя теперь я понимаю, что практика без достаточной теоретической базы была бы непродуктивной и стала бы напрасной тратой времени, сил и средств.                                                                                                
Что может быть продолжением курсов, перспективы на будущее?
Краткосрочные курсы «повышения квалификации» могли бы стать замечательным продолжением. Ряд тем остались за пределами курса, да и к тому же свежее вливание всегда служит еще и импульсом к дальнейшему самостоятельному развитию.
Что дало обучение в профессиональном и личном плане?
В последнее время все больше приходит детей с проблемами развития даже в рамках нормы. Благодаря этому курсу я не только вижу проблемы в развитии детей, но также причины, но самое главное – пути решения этих проблем.
Кроме того, я приобрела новых друзей и единомышленников. Это дорогие подарки судьбы.
Я научилась лучше понимать людей и принимать их такими, какие они есть.
Я из педагогики пришла в лечебную педагогику.
Буду работать с детьми-инвалидами. Попробуем вместе с друзьями и единомышленниками создать лечебно-педагогическую школу в Казани.

Иванова Лия (г.Казань, лечебно-педагогический инклюзивный центр «Бердэм»)
Общая оценка курса: самая высокая. Все было выстроено великолепно.
Оценка работы лекторов: большая им всем благодарность за доступность изложения, скрупулёзность в предоставлении материала, компетентность и юмор.
Что было самым удачным: все. Начало дня с пения. Рефлексия. Работа по постановке лечебно-педагогического диагноза.
Что было менее удачным: хотелось больше живописи.
Что бы Вы сделали по-другому: Больше практики по рассмотрению конкретных детей (еще одна сессия по такой практике).
Что может быть продолжением курсов, перспективы на будущее: Ежегодные семинары по повышению квалификации, конференции, связь в научно–практической деятельности с кафедрами коррекционной педагогики ВУЗов.
Что дало Вам обучение в профессиональном и личном плане:
— В профессиональном – почву под ногами и необходимый ориентир (знания и вектор их применения), появилась большая ответственность.
— В личном — появилось много новых друзей, единомышленников. открылись новые перспективы дальнейшего роста.
— Была возможность узнать себя лучше, больше. Увидела свои слабые и сильные стороны. Стал интересен процесс исследования, поиск ответов. Появилась потребность в изучении современных педагогических концепций, лучшего опыта советской и российской педагогики. Хочется продолжить занятиями искусствами.
На что еще повлияло обучение на курсах: На мое отношение к работе, к собственному ребенку, к распределению сил и к более упорядоченному образу жизни.
Чему Вы больше всего научились: наблюдать.
Что Вы планируете делать дальше и как применить полученный на курсах опыт:
— развивать свои способности лечебного-педагога, продолжать работать с детьми с нарушениями в организации «Бердэм» и вносить методы лечебной педагогики в практику.
Хочется от всего сердца поблагодарить всех, кто помог мне приобрести эти ценнейшие крупицы знаний. Я понимаю, что это только начало того пути. Я искренне желаю, чтобы подобные курсы смогли состояться и в других городах России, где у педагогов есть желание развиваться в направлении лечебной педагогики. Эта специальность сейчас очень востребована миром и детьми, которые нуждаются в нас.
 

Кивель Эльвира (пос. Верх-Нейвинский, реабилитационные мастерские АНО «Благое дело»)
Обучаясь на курсах, я поняла, насколько необходимо внимательно всматриваться в поведение человека, в его облик, его переживания, для того чтобы постепенно мог сложиться правильный образ. Только если сложить вместе все детали, можно понять, какие проблемы есть у человека и постараться помочь ему. Помочь жить полноценной (на сколько это возможно) жизнью.
Хочется отметить, насколько хорошо была продуманна организация курса, все детально было продумано: сочетание теории с практикой, лекции с искусством. В этом есть своя ритмичность, как вдох и выдох в течение дня. На курсах мы могли прослушать лекции у многих специалистов, что дало нам возможность видеть не только одну сторону проблемы, а взглянуть на человека с нарушениями с различных точек зрения.
Оценка работы лекторов может быть только самая высокая, было видно, что преподаватели живут своим предметом и готовы донести свои знания до студентов.
Это стало очень знаковым событием в моей жизни.
Менее удачными были онлайн занятия. Не по содержанию, а по длительности времени, которое приходилось на виртуальное общение.
Очень хотелось бы, в продолжении курсов, приезжать на различные конференции, посвященные вопросам лечебной педагогике как в г Казань, также и в другие города.
Все, что я получила здесь, заставляет задуматься об истинном устройстве мира. Если заглянуть в себя, то можно найти и у себя кое-что и из полярностей, конституциональных особенностей, нарушения базовых чувств. Отличный повод поработать над собой.
Обучение на курсах повлияло, прежде всего на профессиональную деятельность. Но и в плане межличностных отношений и в семейном плане, благодаря учебе, я стала другой. Больше всего я научилась смотреть, видеть, замечать и делать выводы — для меня это очень важное качество. Большое спасибо.

Результаты проекта

Проект «Лечебная педагогика» имел большой резонанс. Практическая составляющая результативности проекта также высока

  1. Поскольку его участниками были люди из разных регионов России, то поступили предложения об организации подобных курсов по лечебной педагогике в Новосибирске, Пензе, Тюмени и в той же Казани дополнительно. Имеется большая необходимость в налаживании практической работы с детьми с нарушениями, особенно в инклюзивных образовательных организациях.
  2. В Казани слушателями курса по лечебной педагогике открылись две лечебно-педагогические организации «Бердэм» , «Розмарин» . До этого в Казани подобная работа не проводилась .

В них начата практическая работа с детьми, проводятся консультации с родителями, организуются открытые лекции по лечебной педагогике. В этих организациях возникли коллегии, которые включаются активно в общественные процессы Казани, направленные на решение социальных проблем лиц с ОВЗ.

3. В Пензе открыт частный лечебно-педагогический класс слушательницей курсов. Он работает уже второй год.

  1. Расширилась работа в лечебно-педагогической инициативе «Камертон» в Самаре. В ней открыт еще один класс, в котором педагогами стали 2 слушателя курсов.
  2. После завершения курсов самими слушателями курсов создалась интерактивная онлайн-площадка для регулярных встреч 1 раз в неделю в ZOMM. Участники делятся опытом работы с детьми, обсуждают профессиональные проблемы, прорабатывают литературы и др.

Публикации, отражающие и подтверждающие результативность проекта

  1. Новые перспективы для людей с ограниченными возможностями – «Лечебная педагогика»
  2. «Бердэм» — в центре внимания лечебной педагогики. Газета «Комсомольская правда» от 16.12.21 г 

Дальнейшие перспективы

  1. Организовать межрегиональную постоянно действующую онлайн-площадку по поддержке практикующих лечебных педагогов в их профессиональной деятельности.
  2. Организовать и провести курсы повышения квалификации, возможно на постоянной основе.
  3. Мультиплицировать проект «Лечебная педагогика» в других регионах России.